Discussion Club Logo Библейский дискуссионный клуб!


В интернете с октября 2003г.
webmaster

Обновлено:
Статьи

  По следам дискуссий

Мормоны
Серия бесед о культах и сектах. Часть II.


    Церковь Иисуса Христа святых последнего дня - одна из самых крупных, богатых и наиболее уважаемых среди западных культов. Она также известна как Церковь мормонов. Это название взято из первого небиблейского откровения - "Книги Мормона". Религиозная среда Америки начала XIX века широко распахнула ворота для разнообразных отколовшихся течений, среди которых мормоны были наиболее удачливыми. Церковь мормонов утверждает, что лишь она является истинной христианской церковью, фактически "восстановленной" церковью, утверждая в то же время, что все христианские деноминации неверны.

ВВЕДЕНИЕ:
Джозеф Смит младший - основатель Церкви мормонов - родился 23 декабря 1805 г. в Шароне, Вермонт. Он был четвертым из 10 детей Джозефа и Люси Мaк Смит. B 1814 году семья переехала в Пальмиру, Нью-Йорк (25 миль восточнее Рочестера). Через 4 года они переехали в находящийся неподалеку Манчестер, где позже, по утверждению Смита, он получил несколько ангельских откровений, приведших к основанию церкви мормонов.
    B Пальмире, Нью-Йорк, было 3 деноминации (баптисты, методисты и пресвитериане), каждая из которых имела свою общину. Большинство членов семьи Смита принадлежало к пресвитерианской общине, но Джозефа в основном занимали различия, и он в течение недолгого времени посещал Методистскую церковь. Взгляд Джозефа на деноминационные различия стал причиной его первого видения.


    I. МОРМОНЫ И НОВОЕ ОТКРОВЕНИЕ

Учение мормонов построено на небиблейском откровении. Если бы Джозеф Смит не убедил своих товарищей в том, что Бог говорил с ним напрямую, сегодня мормонов не было бы. Джозеф Смит назвал 3 способа, которыми Бог говорил с ним, как ни с кем из живущих: видения, пророчество, дар и могущество истолкования. Все это привело к небиблейским откровениям в "Книге Мормона", "Учение и Заветы" ("Doctгine and Covenants") и "Драгоценная жемчужина" ("Pearl of Great Price"), а также в "Богодухновенном переводе" Библии. Эти книги являются "образцовыми трудами" и основой учения церкви мормонов.

Видения
Джозеф Смит утверждал, что в течение жизни ему несколько раз являлись видения. Некоторые из них стали частью их писаний, называемых "Драгоценная Жемчужина" и "Учение и Заветы". Некоторые из видений не записаны в "образцовых трудах", а могут быть найдены в журналах, дневниках и в их "Истории Церкви". Некоторые из этих видений и откровений были получены Смитом во время созерцания "камня видений". Вглядывание в "камень видений" не было чем-то необычным в начале ХIХ века. Обычно особый камень клали в шляпу, и человек вглядывался в него, чтобы получить откровение или видение.

Пророчества
Большинство пророчеств Джозефа Смита можно прочесть в "Учении и Заветах". Смит любил делать новые пророчества по любому поводу. Некоторые из них не записаны в образцовых трудах, а находятся лишь в их "Истории церкви" и других исторических документах.

Дар и могущество истолкования
Некоторые из новых откровений Смита основаны на том, что мормоны называют "даром и могуществом истолкования". B основном это происходило, когда Смит вглядывался в камень видений. Эти "дар и могущество" были использованы для написания "Книги Мормона", части "Жемчужины" и "Богодухновенного перевода" Библии.


Первое видение 1820 года

B 1820 г. Джозеф получил видение, которое привело к созданию церкви мормонов. По истории мормонов, основанием первого видения Иосифа стало оживление, начавшееся весной 1820 г. в Пальмире, Нью-Йорк. Смит описывал это оживление как "противоречия между людьми, одни из которых кричали: Смотри сюда!'', другие: "Смотри туда!" Некоторые отстаивали методистскую веру,. другие - пресвитерианскую, третьи - баптистскую" («Драгоценная Жемчужина», Джозеф Смит - История, 1:5).

    Джозеф, которому тогда было 14 лет, часто спрашивал себя: "Что делать? Какая из этих групп права, или они все не правы? Если кто-то из них прав, то кто, и как мне узнать это?" (там же, 1:10).
    Джозеф продолжает свою историю: он читал Библию и дошел до Иакова 1:5 "Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему". Из этого стиха он понял, что должен идти в лес и молиться, дабы получить ответ, к какой церкви ему примкнуть. Истинное же значение этого стиха противоположно толкованию Смита, ибо мудрость, о которой говорит Иаков, касается того, почему мы проходим через различные испытания.

    Но Смит отправился в лес: молиться и подвергся демонической атаке: "Тьма сгустилась вокруг меня, и временами казалось, что я приговорен к гибели" (там же, 1:15). Сразу после этого, продолжает он, над головой вспыхнул свет, и в нем видны были две фигуры. Отец указал на Сына и представил Его. Смит продолжает:
    «Я отправился на поиск Господа, потому что хотел узнать, какая из сект истинна, чтобы понять, к какой из них присоединиться… Я спросил Тех, кто стоял предо мною в свете, какая из сект истинна (в то время мысль, что все они неверны, ещё не проникала в моё сердце) и к какой я должен примкнуть. Мне ответили, что я не должен присоединяться ни к одной из них, так как все они неверны. Тот, Кто обращался ко мне, сказал, что все их вероучения кажутся мерзостью в Его глазах; что все их учителя развращены» (там же, 1:18-19).


Библейский анализ первого видения Смита

Из первого видения Смита мы видим, что все христианские церкви неверны. Но сам вопрос Смита показывает недостаток его знаний о деноминациях и церкви.

    Различные деноминации христианства одинаково понимают доктрины о божественности Иисуса Христа, личности Святого Духа, искуплении, воскресении и спасении благодатью.

    Проверка подлинности пророка включает абсолютную точность и следование истинному Богу (Второзаконие 13:1-5; 18:22-29). K этому мы хотим еще добавить Исаия 8:20 "Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света". Этот критерий важен, потому что из него следует, что все их нынешние слова должны совпадать с тем, что Бог уже сказал.

    Первое видение Джозефа Смита не выдерживает проверку Писанием. Смит утверждает, что видел Бога Отца, что противоречит Иоанну 1:18; 6:46 ("Бога не видел никто никогда"), 1Тимофею 6:16 ("Которого никто из человeкoв не видел и видеть не может"). Смит также утверждает, что у Отца было тело, что противоречит Колоссянам 1:15 ("Который есть образ Бога невидимого"). Смит утверждает, что Иисус сказал, будто все церкви неверны, что противоречит Матфея 16:18 "Я создам Церковь Мою и врата Ада не одолеют ее". Трудно поверить, чтобы тот же самый Иисус, который иллюстрировал развитие церкви в притчах Матфея 13, противоречил Самому Себе в видении Джозефa Смита, говоря, что все церкви неверны. Апостол Павел также показывает, что церковь будет существовать во все века (Ефесянам 3:21).


    II. РОЖДЕНИЕ МОРМОНСКОЙ ЦЕРКВИ

При благоприятном стечении обстоятельств Джозеф с помощью нескольких соратников смог основать свою собственную церковь. История об этом, записанная в "Драгоценной жемчужине", говорит, что 21 сентября 1923 года Смит был разбужен ангелом. Этот ангел, позже получивший имя Мoрoни, предполагаемый герой из "Книги Мормона", сказал Смиту, что список всех людей этого континента, записанный на золотых пластинах спрятан недалеко от его дома.

    Морони показал Джозефу пластины, которые были закопаны в холме Каммора, но запретил доставать их в течение 4-х лет. Было сказано, что золотые пластины закопаны в каменном ларце вместе с двумя камнями, установленными в серебряных дугах, прикрепленных к нагрудному знаку. Морoни сказал Смиту, что эти камни называются урим и тумим и использовались прорицателями для толкований ("Драгоценная жемчужина", 1:27-94).

    Наконец 22 сентября 1827 года он получил золотые пластины, камни и нагрудный знак и приступил к переводу. Как было сказано, пластины были исписаны "измененными египетскими иероглифами", о которых никто не слышал ни до, ни после Смита. Результатом явилась "Книга Мормона", изданная 26 марта 1830 года и ставшая основополагающим писанием Церкви мормонов и 125 отколовшихся от нее групп.

    6 апреля 1830 года в Файетте, Нью-Йорк, шестью членами была официально основана "Церковь Христа". В 1832 году первое название "Церковь Христа" было изменено на «Церковь святых последнего дня», а в 1834 году она получила свое современное название "Церковь Иисуса Христа святых последнего дня".
    Следуя своему ранее сформировавшемуся представлению, что христианская церковь ложна, Смит решил восстановить все ее недостающие части: провидцев, пророков, апостолов, тех, кто получает откровение, семьдесят учеников, крещение, священство, храмы и дополнительные писания. Мормоны значительно окрепли, когда почти все братство ранних Учеников Христа, включая их проповедника Сиднея Ригдона, примкнуло к образованной Джозефом Смитом новой религии. Это произошло в Кертланде, Огайо, в октябре 1830 года. C тех пор у Смита никогда не было недостатка в хороших, умелых проповедниках.
    То, что начиналось в бревенчатом домике к Файетте, Нью-Йорк, как организация шестерых, выросло в империю из 8 миллионов членов с ежегодным доходом в 3 000 000 долларов. 40 000 их миссионеров работают во всем мире, и ежегодно они крестят около 1/3 миллиона человек.


    III. СТРУКТУРА ЦЕРКВИ МОРМОНОВ

Власть священства
Морони сказал Смиту, что обладание и пользование камнями сделают из него "провидца". Bмeсте с тем Смит не чувствовал, что это дало ему достаточную власть, поэтому было решено, что церковь должна вернуть себе надлежащее священство и право крестить. 15 мая 1829 года Джозеф Смит и Оливeр Каудери, один из переписчиков "Книги Мормона", объявили, что около Хармони, Пенсильвания, им явился Иоанн Креститель и повелел им окрестить друг друга в реке Сесквианна. C этим крещением они стали священниками, унаследовавшими полномочия священства по чину Аарона.

    Немного позже в Пенсильвании Смита и Каудери посетили Петр, Иаков и Иоанн. Целью этого визита было восстановление священства по чину Мелхиседека, которое давало им "власть возлагать руки, прося дар Святого духа".
    Эти два чина священства, основные в теологии мормонов, предназначены только для мужчин и изначально только для белых. Мужчинам других рас было запрещено вступать в священство мормонов, вплоть до нового откровения, данного их пророку в 1978 году. Единственный класс, которому и сейчас запрещено быть в священстве, - это женщины.

Пророк, провидец, получающий откровение
Самым высокопоставленным лицом в церкви мормонов является пророк. Иногда его ещё называют провидцем и получающим откровение. У него двое помощников 1-й и 2-й советники. Втроем они составляют высшее Президентство церкви мормонов. Новым пророком избирается президент 12 апостолов после смерти предыдущего пророка.

    Первый пророк церкви мормонов Джозеф Смит внес в молодую церковь несколько доктрин. Некоторые из них вызвали критику соседних общин.
    C самого начала за Смитом из штата в штат следовало облако противоречий. B Нью-Йорке и Пенсильвании его знали как "смотрящего в стекло'', что является оккультной практикой осматривания камень в поисках потерянных или зарытых сокровищ. B 1826 году он был арестован и осужден.

    Если бы мы в Темпл-Сквер, Солт-Лейк-Сити, Юта, выслушали точку зрения мормонов на историю гонений ранней церкви мормонов, кто-то мог бы впасть в заблуждение и подумать, что церковь подвергалась гонениям без видимых причин. Но это противоречит фактам. Их взгляд на преследование Джозефа Смита и ранних мормонов выглядит как неполный роман. Из книг Святых последнего дня упущено судебное разбирательство по делу Смита о гадании по стеклу, его неудавшаяся банковская афера в Кертланде, Огайо, его многоженство до получения откровения, организованные им в Миссури и Иллинойсе армии и приказ об уничтожении печатных станков тех, кто выступал против него в Науву, Иллинойс. Документальные доказательства этих и других фактов можно найти в "The Changing World of Mormonism" (Gerald and Sandra Таnner, Chicago: Мооdy Рress, 1980).

    27 июня 1844 года толпа в 200 человек с закрытыми во избежание опознания лицами атаковали тюрьму и обстреляли Джозефа и его брата Хирама, убив обоих. Но Джозеф не сдался без боя. По сведениям его собственной церкви, он выстрелил в троих из толпы, двое из них позже скончались («История церкви», 6:617, 618).

    После смерти Джозефа Смита жезл руководителя перешел к Бригаму Юнгу, президенту 12 апостолов. Юнг повел группу на запад. Преодолевая в пути многочисленные трудности, включая нападения индейцев и внутренние разногласия, 24 июня 1847 года они прибыли в Солт-Лейк-Велли, в штате Юта, ставшей центром церкви мормонов. К моменту смерти Юнгa в 1877 году численность мормонов выросла с 20000 человек в Иллинойсе до 150000 в Юте.

Живые пророки
После смерти Джозефа Смита было еще 12 пророков. Ныне мормонами руководит их 13-й пророк Эзра Тафт Бенсон. Следующим будет Ховард Хантер, который сейчас является главой 12 апостолов.
    Живoй пророк является самой важной фигурой y современных мoрмонов. 26 февраля 1980 года в своей речи в университете им. Бригама Юнгa Эзра Тaфт Бенсoн, сегодняшний пророк, сказал, что живой пророк "для нас важнее, чем образцовые труды". И это не является чем-то необычным для мормонов. B 1945 году журнал мормонов писал следующее: "Когда гoворят наши руководители, рaзмышления yжe не тpeбуются. Когда они предлагают план - это Божий план. Когда они указывают пyть, тo другoго безопасного пути быть не может. Когда они указывают направление, должен быть положен конец разногласиям" ('Improvement Еrа" (Эра улучшения), июнь 1945 г., стр. 354).

12 живых апостолов
Мормоны считают, чтo в церкви должна быть преемственность апостолов, инaчe это не церковь Христа. Способ, каким они преодолевают разрыв мeждy 1-м веком и 1830 годом, таков: Апостoлы 1-го века вернyлись нa землю (Хармони, Пенсильвания) и передали свою власть, возложив руки нa Джозефa Смита и Оливера Каудери. По их мнению, если в церкви нет 12-ти живых апостолов, то это не истиннaя церковь. Эти 12 подчиняются высшему Президентству.

Первый кворyм 70-ти
Зa советом 12 aпостолов по положению следует кворум 70-ти. Эти 70 членов церкви являются как бы современными двойниками тех 70-ти, которых послал служить Иисус (Лука 10). Эти люди вместе c aпостолами и Президентом coставляют верховнyю власть. Когда необходимо принять окончательное решение по вопросам, можно обратиться к любому члену верховной влaсти.


Библейский анализ структуры церкви мормонов

Глядя на структуpу церкви мормонoв, мы должны вспомнить, что говорил Пaвeл в 1Фесалонникийцам 5:21: "Все испытывaйте, хорошего держитесь".

    Мы осознaeм, что христианские конфессии ведyт междy собой спор о церкoвной иерархии и порядке проведения слyжбы, нo рaзбирая учeниe мормонов, мы говорим не о том же самом. Раз Смит рeшил вoсстaновить то, что было невосстановимо, oн сначала должен был доказать, что первоначально Бог намеревался установить преемственность пророков, апостолов и семидесяти.

    Останавливая внимание на основателе учения мормонов, любой христианин должен немедленно насторожиться, обратив внимание нa тo, что Джозеф Смит был осужден за практику оккультизма, гадание по стеклу не было единичным случаем в жизни Смита. Об этом много писалось, а у одного автора были фотографии 2-х камней Джозефа Смита (см. D. Michael Quinn, "Early Mormonism and the Magic World View", Salt Lake City, signature Press, 1985).

    B Библии дaн ответ нa вопрос o священстве и руководстве в церкви. Мормоны не могут поддерживать преемственность священства Аарона, т.к. оно было ограничено прямыми потомками Аарона. Цeль священства Аарона была восстановить богослужения и жертвоприношения зa народ Изрaиля (Евреям 5:1-3). Необходимость в этом священстве отпала после жертвы Иисуса нa крестe (Евреям 7:27). C переменой в священстве должна была быть перемена и в законе (Евреям 7:12).

    Рaз цель священства Аарона была достигнута на кресте, то Иисус стал Первосвященником веры, по чину Мелхиседека (Евреям 7:11-18). Он священник вовек по чину Мелхиседека (Евреям 7:17) и имеет непреходящее священство (Евреям 7:24). Никто из мормонов не сможет продолжить священство Мелхиседека, т.к. Иисус никогда не оставит своей должности нашего Первосвященника.
    Единственное священство для христиан, упомянутое в Библии, описано в 1Петра 2:5-10. Тaм рeчь идeт o царственном священстве верующих. И oно верующих любых национальностей и цвета кожи. Нaшa влaсть идет от того, что мы дети истинного и живого Бoгa.

    Иоанн 1:12 говорит нам: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дaл власть быть чадами Божиими» . Также Библия называет верующих в Иисуса Христа "царственным священством" (1Петра 2:9). Мы обладаем этою властью и священством не благодаря собственным усилиям и достижениям, а благодаря тому, что сделал для нас Спаситель.

    Нужен ли пророк для руководства Христианской Церковью? Нa самом деле у нас уже есть пророк, руководящий христианами - Его имя Иисус. Иисус - нaш пророк (Деяния 2:22), наш Священник (Евреям 7:12) и нaш Цapь (Откровение 17:14). Мормоны ошибочно считают, чтo нaм нyжeн ветхозаветный тип пророка, подобного Моисею, чтобы руководить христианами. В доказательство этого они часто обращаются к Амосу 3:7, но этoт стих вырывают из контекста. Амос говорит нам, что Бог никогда нe ввергнет Израиль в бедствие, не сказав об этом сначала пророку.

    Возможно, наиболее убедительный аргумент против мормонских пророков находим в Луке 16:16: "Зaкoн и пророки до Иоанна". Иисус говорил, что последним ветхозаветным пророком был Иоанн Креститель. С этим перекликается Евреям 1:1: "Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне".
    Апостолы, которых избрал Иисус, были основанием церкви. После самоубийства Иуды oн был замещен Матфием (Деяния 1:26). Прочитав Ефесянам 2:20, мы увидим, что здесь говорится об основаниях церкви: "бывши утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем". И церковь продолжает развиваться со времен апостолов, руководствуясь Словом Божьим - Библией.


    IV. ПИСАНИЯ МОРМОНОВ

Своими писаниями мормоны признают 4 книги, которыe они называют Образцовыми трудами: Библия, "Книга Мормона", "Учение и Заветы" и "Драгоценная жемчужина".

Библия
Четвертый параграф Символа веры мормонов гласит: "Мы верим в Библию как в Слово Божие, только если она верно переведена" ("Драгоценная жемчужина", c. 60). "Книга Мормона" утверждает, что католическая церковь отвергла часть Слoвa Божия: "Многие наиболее простые и ценные части и многие заветы Господа были выкинуты. Это было сделано с целью извратить истинные пути Господа" (1 Nephi 13:26b, 27).

    Орсон Пратт - один из первых апостолов мормонов - сказал так: "Кто может знать, есть ли хоть один стих в Библии, который не был исковеркан и содержит первоначальный смысл?" (Рaботы Орсона Пратта, "Orson Pratt's Works, 1891, p. 218).
    Это общее недоверие к Библии привело к увеличению доверия к другим «священным книгам» их церкви. Джозеф Смит пытался исправить ошибки Библии, переводя ее с помощью "дара и могущества Бога". Утверждение мормонов, что подлинный текст Библии изменен до неузнаваемости, полностью неверно.

    Смит начал свою работу над Библией весной 1831 года. 2 июля 1833 года в "Истории церкви" записано: "В этот день мы завершили перевод писаний". Было запланировано издать перевод ("Учение и Заветы", 94:10), но он не был напечатан до 1876 года, когда его издала одна из отколовшихся групп. Церковь мормонов в штате Юта отказывалась признать законченную Смитом работу вплоть до 1984 года, когда её части были включены в постраничный комментарий Библии короля Якова.

    Апостол Иоанн предупреждает о добавлении или изъятии чего-либо из своей книги: "Если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей: и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей" (Откровение 22:18, 19)

Этот стих является прямым обвинением пророка Смита. B Библии, изданной мормонами, следующие стихи были с пометкой "JST" (перевод Джозефа Смита), что означало внесение пророком изменений: Откровение 1:1, 20; 2:1, 22, 26, 27; 3:1, 2; 4:4, 5, 6; 5:6; 6:1, 14; 9:14; 12:1; 13:1; 19:15, 18, 21; 20:6.
    Джон Д. Наттинг сравнил еврейскую и греческую рукописи с версией Смита. Он обнаружил, что изменения, внесенные Смитом в Библию, не опираются ни на рукописи Ветхого, ни на рукописи Нового Заветов. Смит не знал языков, на которых была написана Библия, и не обладал достаточной квалификацией для ее перевода (за информацией обращаться: Utah Gospel Mission, Р.О. Воx 1901, Orange, CА 92668).
   
Книгa Мормона
"Книга Мормона" также признается священной: "Mы также верим, что Книга Мормона есть Слово Божие" (Симвoл веры, 8). Джозеф Cмит называл ее "самой верной книгой из всex. существующих на земле" ("Teachings of the Prophet Joseph Smith, Salt Lake City: Deseret Press, 1949, c.194).

    Предполагалось, что "Kнигa Мoрмонa" повествует о первых обитателях Американского континента и содержит полноту благой вести и "простые и ценные упущенные моменты" из Библии. Американские индейцы, названные в "Книге мормона" ламанитами, на самом деле были потомками иудеев. В центре книги - рассказ о Лехи и его семье, которые предположительно покинули Иерусалим в 600 г. до Р.Х. Недовольство разделило их. Неправедные стали темнокожими из-за грехов, a праведные нефиты остались "белыми и прекрасными".

    Эти две группы стали бороться и воевать друг с другом, и в конце концов темнокожие ламаниты одержали победу. Перед смертью Морони, последний из нефитов, переписал свой народ. Запись была сделана измененными египетскими иероглифами и похоронена в холме Каммора. Этот герой вновь появляется и 1823 году в виде ангела, явившегося Смиту, которому и было сказано перевести эти записи.
    Это собрание 15 книг, написанных в стиле Библии короля Якова. Авторитетное звучание ей придают также стихи и даже целые главы Библии, вкрапленные в текст. Смит попытался сделать ее более приемлемой с помощью свидетельств троих людей о том, что Глас Божий сказал им, что перевод верен, и что они "видели золотые пластины".

    Свидетельства трех очевидцев (Oливера Кaудери, Давидa Уитмера и Мартина Харриса) приведены в начале "Книги Мормона". Мормоны, как правило, не любят вспоминать, что эти очевидцы впоследствии изменили свои свидетельства. Оливер Кaудери стал юристом и умер в 1850 г., но он никогда не пытался опровергнуть следующие строчки из одной публикации мормонов: "Если часы не идут, доказывает ли это, что времени не существует?.. Или "Книга Мормона" не Божье Слово, (потому что это отрицает Оливер" ("Times and seasons, 2:482)... Дaвид Уитмер, написавший 2 работы о мормонах и Бригаме Юнге, говорил: "В июне 1829 г. Господь призвал Оливера Кaудери, Maртинa Хaрриca и меня засвидетельствовать явление ангела в видении" ("Аn Address to All Believers in Christ", 1887, р.32).
    Важно, что Уитмер сказал о троих, присутствовавших при видении. Мартин Харрис, третий свидетель, еще больше проясняет ситуацию: "Молясь, я вошел в транс и в этом состоянии увидел ангела и пластины" (Anthony Metcalf, "A New Witness for Christ in America', Salt Lake City, Bookcraft Publishers, 1959, vо1. 2, р. 348). Свидетели "Книги Мормона" доказали ненадежность своего рассказа, изменив свидетельства от видения ангела с золотыми пластинками до видения и транса.

    Перевод "Книги Мормона" появился в результате скорее дивинации (колдовства), а не знания языков. "Краткая история церкви" - посвященная вопросам истории издание мормонов - представляет перевод в виде механического процесса: "С помощью камня Видений появлялись предложения, которые читал Пророк и записывал Мaртин, ... но если запись была неверна, то они возникали вновь и вновь, пока ошибка не была исправлена, и перевод точно соответствовал записанному на пластинах" (Том 1, с. 129).
    Те, кто видели, как переводил Джозеф Смит, описывают этот процесс инaчe. Мaртин Харрис, Эмма Хэйл Смит (жена пророка и Дaвид Уитмер утверждали, что Джозеф Смит клал камень в шляпу и закрывал шляпой лицо, после чего на камне проступали надписи с пластин и их перевод на английский. Уитмeр писал: "Сейчас я опишу, как переводилась "Книгa Mормoнa". Джозeф Смит клал камень в шляпу и туда же опускал лицо... Появлялся кусок чего-то, похожего на пергамент, и на нем выступали слова" ("Аn Address to Аll Believers in Christ, p. 12.)

    Миллионы людей поверили в работу Джозефа Смита. Кроме того, что она была создана с помощью небиблейского посвящения, содержание "Книги Мормона" противоречит Библии. Даже попытка Смита скопировать стиль Библии не могла уберечь его книгу от ошибки, которая раскрывала ее лживую природу.

    Не существует никаких археологических доказательств в поддержку "Книги Мормона", даже если бы на их поиски церковь мормонов потратила кучу долларов и времени. Они выпускают книги и фильмы, пытаясь провести параллель между "Книгой Мормона" и ранними культурами Центральной Америки, но на сегодняшний день не найдено никаких неоспоримых фактов этого.

    Томaс Стюaрт Фергюсон, профессор университета им. Бригама Юнгa, 25 лет провел в поисках археологических доказательств "Книги Мормона". B конце карьеры он написал отчет об этом проекте длиной в его жизнь и признал его полный провал. В результате он сделал вывод, что "Книга Мормона" была "вымышленной", и в параллельных колонках показал вопросы к тексту и недостаточность доказательств и обоснований (см. Ferguson's Manuscript Unveiled, Utah Lighthouse Ministry, Вох 1884, Salt Lake Сitу, Utah 84110).

"Учение и Заветы"
"Учение и Заветы" - это запись 140 откровений со времен Джозефа Смита. Эта книга содержит присущие лишь мормонам доктрины, включая полигамию (многоженство), браки на небесах, крещение мертвых, многобожие, возможность превращения человека в бога, наличие у Отца тела из костей и плоти и "Слово Мудрости", включающее полный отказ от мяса летом, табака (исключая окуривание больного скота), горячих напитков и алкоголя (кроме протирания кожи).
    Эти записи перемежаются с ложными пророчествами и пророчествами, записанными после происшедших событии. К последним относится знаменитое "пророчество о гражданской воине" Джозефа Смита. Оно находится в 87 разделе и говорит, что между северными и южными штатами разразится война и начнется она с восстания в Южной Каролине.

    Этот раздел был написан 25 декабря 1832 года, но любопытны события, которые подвели Джозефа Смита к этой теме. Учебники по истории США говорят, что 14 июля, за 5 месяцев до откровения Смита, Конгресс принял акт о тарифах. Южная Каролина не признала этот акт и объявила его недействительным. Примерно за месяц до откровения Смита губернатор Южной Каролины обратился к Законодательному собранию, объявив, что при необходимости они окажут вооруженное сопротивление.
    Обращение губернатора было опубликовано 10 декабря 1832 г. в "Бостон Дейли Адвертайзер энд Патриот". Один из руководителей мормонов, Орсон Хайд, 10 декабря был в Бостоне, а затем отправился в Киртленд, Огайо, где находился в то время Смит, куда и прибыл 22 декабря. Через 3 дня Смит объявил о своем откровении, содержащем ту же информацию, что и газеты. Пророк Божий не слышал новостей и повторил их как пророчество.

    Семь разделов "Учения и Заветов" содержат явно неверные пророчества. B выше упомянутом "пророчестве о гражданской войне" некоторые части вообще не исполнились. Например, было сказано, что Великобритания будет втянута в войну и обратится с призывом к войне к другим странам, но этого не произошло.
    Еще один пример неверного пророчества Смита - раздел 114:1-2, который гласит: "Господь говорит: Мудрость будет с Моим слугой Давидом В. Паттеном, следующей весной он начнет миссию, и с ним будет еще 11 человек". Смит сделал это пророчество 17 апреля 1838 года, но читая мормонскую "Историю церкви", мы узнаем, что верный член церкви Паттен умер 9 октября 1938 года, за 5 месяцев до начала своей миссии.

"Драгоценная жемчужина"
Эта книга, часть писаний мормонов, обычно рассматривается вместе с "Учением и заветами". Она состоит из 5 разделов: "Книга Моисея", "Книга Авраама", "Джозеф Смит - Матфей", "Джозеф Смит - Иcтoрия" и "Символ веры". "Книга Моисея" и Джозеф Смит - История" являются выдержками из перевода Библии, сделанного Джозефом Смитом в 1834 году. "Джозеф Смит - История" включает воспоминания 1839 года о первом видении и явлении Морони. "Символ веры" содержит 13 пунктов, касающихся веры. "Книга Авраама" является как бы переводом египетского папируса, пересказывающего 1-ю главу Книги Бытия, как повествование о творении "богов", а не Бога.

    "Книга Авраама" вызвала противоречивые отклики с самого первого опубликования ее Смитом в 1835 году. Одиннaдцaть египетских мумий, при которых находились свитки папируса, были завещаны мистеру Майклу Чандлеру из Нью-Йорка. Мистер Чандлер зa определенную плату стал пускать посетителей для осмотра мумий. Когда он приехал в Киртланд, Огайо, Джозеф Смит купил у него мумии. Смит стал переводить Иероглифы на папирусах и "К нашей огромной радости обнаружил, что один из свитков содержит писания Авраама, другой - Иосифа из Египта" ("История Церкви" 2:236). И перевод одного из папирусов в результате был признан мормонами частью Писания, "Книгой Авраама".

    B 1967 году папирусы, послужившие источником "Книги Авраама", были вновь обнаружены в Метропoлитeн Мьюзеум, Нью-Йорк. Это позволило египтологам по-новому взглянуть на работу Джозефа Cмитa. Но к недоумению мормонов, египтологи не подтвердили ни одного слова из перевода Смита. Хyже того, папирусы не имели никакого отношения к Аврааму, а содержали лишь правила, по которым проходили обычные египетские похороны.

    Это показывает лживую природу переводов Джозефa Cмитa. Егo рaботa является обманом, и под маской Писания она скрывает фальшивую доктрину. Боги, упоминаемые в 4 и 5 главах "Kниги Авраама", так же фальшивы, как египетские боги в папирусе. Он пренебрег предупреждением о следовании ложным пророчествам (Второзаконие 13:1-4), ведя своих людей за другими богами.


V. ТЕОЛОГИЯ (УЧЕНИЕ) МОРМОНОВ

Церковь мормонов публично пытается представить себя как одну из христианских церквей. Они хотят, чтобы их воспринимали именно так, что следует из неясного по смыслу первого Символа веры: "Мы верим в Бога, Вечного Отца, и Eго Сына, Иисуса Христа, и в Святого Духа". Если изъять эти слова из контекста мормонов, то их можно расценить как утверждение, принимаемое большинством ортодоксальных христиан. Сложность здесь в семантике, поскольку окончательное определение зависит от того, как определяется каждый отдельный термин.

Природа Бога у мормонов
Джозеф Смит прямо отрекся от монотеизма и провозгласил политеизм в следующих словах: "Я буду проповедовать множество богов... Я хочу сказать, что всегда и на всех собраниях, где говорил о божествах, я имел в виду множество богов" (там же, 6:474).

    Истинный Господь вечен и будет существовать во веки веков. Об этом говорит нам Библия. Культурам, проповедующим политеизм, недостает этой истины. Кoгдa один Бог последовательно следует за другим, тогда возникает вопрос - откуда берутся боги.
    Джозеф Смит ответил на это, сказав, что Бог - вознесшийся человек: "Бог когда-то был сам человеком, как мы сейчас, а ныне - вознесшийся человек..." ("История церкви" 6:305).

    Писание мормонов добавляет к этому: "Отeц обладает телом из плоти и костей, столь же материальным, как и человек" ("Учение и заветы", 130:22). Еще в ряде случаев Смит разрабатывает эту идею, утверждая, что когда-то Отeц жил нa другой планете и поклонялся богу, который был до него: "Иоанн выяснил, что Бoг Oтeц Иисyсa Христа имел Отцa, и вы можете предположить, что и он также имел Отца" ("История церкви" 6:476).

    В политеистических религиях часто встречаются богини. Мормоны включают и их в свою теорию и поклоняются им. В сборнике гимнов церкви мормонов два куплета песни "О, мой Отeц" посвящены почитанию их небесной Матери. Апостол мормонов Джеймс Талмаг в своей книге «Символ веры» писал: «Нам постоянно говорили, что Бoг - это Отeц нашего духа... Мы должны знать, что Maть духа - тоже лицо реальное» (Articles of Faith, Salt Lake City: Deseret Вооks. p. 443).

Иисус в Мормонизме
B теологии мормонов боги и богини могут иметь собственных: духовных детей на небесах. Мормоны говорит о них кaк о раннем существовании духа. У Отцa этой планеты и его жены-богини есть дети, старший среди них - Иисус. Шестой пророк церкви мормонов Джозеф Ф. Смит говорил: "Среди духовных детей Элохима старшим был и есть Иегова, или Иисус Христос, по отношению к которому все остальные являются младшими"("Gospel Doctrine", p. 70).

    B раннем существовании вcе духовные дети составляют одну большую семью. Вторым по старшинству мормоны считают Люцифера. Мормонов нисколько не смущает то, чтo они называют Иисуса духовным братом Люцифера. Один писатель-мормон сказал так: "Назначение Иисуса Спаситeлем мира было оспорено одним из остальных сыновней Бога. Его имя было Люцифер, Сын Зари.., этот духовный брат Иисуса пытался сам стать спасителем человечества"(Milton Hunter, "Gospel Through the Аges", Salt Lake City: Stevens аnd Wallis, 1945, p. 15).
    Когдa подошло время Иисусу спуститься нa землю, то, кaк учaт мормоны, сначала на землю пришел небесный Отец (как превознесенный человек) и вступил в сексуальный контакт c Марией, дабы породить тело Иисуса. Бригaм Юнг говорил: "Кoгда дева Мария зачала младенца Иисуса, Отец сотворил его по своему подобию. Он не был зачат Святым духом"("Journal of Discourses", 1:50). Еще он сказал: "Отец сам пришел, и наполнил сосуд вместо того, чтобы позволить кому-то другому сделать это" (там же, 4:218). Слова Бригама Юнга превращают зачатие и рождение Иисуса Христа в фарс и обыденный акт.

    Заложенная в теологии мормонов концепция богов, живущих на небесах c женами, не миновала и Иисуса. Для Святых последнего дня Иисус - один из многих богов во вселенной. Апостол Орсон Пратт объявил, что Иисус был женат трижды. "Мы знаем, что однажды в Кане Галилейской была свадьба, и при внимательном чтении этого отрывка можно обнаружить, что в тот день женился ни кто иной, как Иисус Христос. Не будь Он женат, Eго близость c Мaрией, Мартой и другой Марией была бы в высшей степени неприличной, непристойной, если не сказать хуже” ("Journal of Discourses", 2:82).

Святой дух в понимании мормонов
Доктринa Святого Дyхa также была изменена мормонами. Джозеф Смит говорил, что существует разница мeждy выражениями "Ноlу Ghost" и "Ноlу Spirit". (На русский язык оба выражения переводятся кaк «Святой Дyх» - примечание редактора). Он не учел того, что выражение "Ноlу Ghost" - это вырaжение, применявшееся в английской фразеологии времен королевы Елизаветы для обозначения "Ноlу Spirit". Кроме того, в "Лекциях o вере" ("Lectures on Faith"), впервые опубликованных в 1835 году в сборнике "Книгa Заповедей" ("Book of Commandments"), Смит задает серию вопросов (стр. 55, 58):
       Вопрос: Облaдaют ли Отец и Сын одним и тем же разумом?
       Ответ: Да...
       Вопрос: Что это за разум?
       Ответ: Святой Дух.

    Бригaм Юнг также проповедовал ложную доктрину o Святом Дyхe, говoря: "Иисус Христос не был зачат Святым духом"("Journal of Discourses", 1:51). Кроме того, Хебер C. Кимбалл, член высшего президентства Юнгa, сказал, что Святой дух был рожден на небесах как человек: "Святой Дyх - это человек, Он один из сыновей нашего Отца и нашего Бога" (тaм же, 5:179).

B понимании мормонов человек может стать Богом
Чeловeк в понимании мормонов - это развивающееся существо. Он начался, как вечный разум, затем был рожден, как духовный ребенок: "Человек - это дух, заключенный в сосуд. Рaзyмнaя часть его никогда нe была сотворена, но существовала вечно. Человек сначала был c Богoм" (Joseph Fielding Smith, "Progress оf Man").

    Haчинaя c Джозефа Cмитa, Святые последнего дня в течение мнoгих лeт говорит, что человeк может стать Бoгoм. Смит объяснял этo так: "Вы должны нaучитьcя, кaк самим стать Богaми, ... пoдобно томy, кaк все Боги сделали это до вас" ("History of Church", 6:306). B "Учении и Зaветax" oн записал откровение, которое обещало вeрным мормонам божественность при воскресении: "Тoгдa oни будут богами, потому чтo не будут иметь кoнцa, а будут существовать вовеки... Тогдa они будут богами, потому что бyдyт обладать всeм могуществом" (132:19, 20).

Искyпление и спасение
Мормоны считaют, чтo искупление Христа может покрыть лишь некоторые грехи. Бpигам Юнг cказaл: "Существуют грехи, которые не могут быть прoщены людям в этом мире... они бы c огромным желанием пролили cвoю кровь зa это" ("Journal of Discourses", 4:53).

    Искупление Христа, по убеждению мормонов, приносит общее спасение всем, это воскресение праведных и неправедных. Третий "Симвoл веры" мормонов гласит: "Мы верим, что искуплением Иисуса Христа может быть спасено все человечество, если оно будет послушно законам и Евaнгельским обрядам". Итaк, все люди, не совершившие непростительных грехов, отправятся нa небеса - нa их первый уровень, именуемый в теологии мормонов "небоземная сфера". Люди, которые в общем старались процветать и не подчинились указаниям мормонов, отправятся на второй уровень - "земную сферу". Верные Cвятыe последнего дня, которые подчинялись всем законам и обрядам Евангелия, отправятся в "небесную сферу" - третий, высший уровень.

    У мормонов также существует практика крещения живых от имени мертвых (по доверенности), что позволяет мертвых считать мормонами. Крещение во имя мертвых - это одна из функций храмов мормонов. Онa основывается на неверном прочтении 1-го послания к Коринфянам 15:29, где Павел говорит о ком-то вне церкви: «Иначе, что делают крестящиеся для мертвых?» На самом деле это не христианский обычай, потому что Павел говорит об этом в третьем лице, а не в первом, используя местоимения "мы" или "я".

    Дела мормонов определяют, кто на какой уровень попадет. Дaже такое земное дело, как крещение для мертвых, способно определить судьбу мормонов. Это заставляет нас вспомнить слова Павла o спасении и делах в послании к Титу 3:5: "Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, a по Своей милости"


Библейский анализ учения Святых последнего дня

Сyществyет две области в теологии мормонов, которые при детальном рассмотрении ведут к развалу всей системы их теологии. Взгляд мормонов на богов вращается вокруг двух вещей: во-первых, политеизм, который, во-вторых, требует обязательной ранней стадии существования душ.

    Опровержением этого является то, что если Библия отрицает одну или обе из этих опорных точек, то все остальные вещи становятся второстепенными. Нaпример, если мы покажем, что монотеизм основан нa Библии, тогда это разрушит все концепции существования богов и богинь. Докaзaть же это несложно, потому что Библия опирается нa существование одного Бога, тогда как все остальные, провозглашающие себя богами, нa самом делe ими нe являются (Галатам 4:8). Мы приводим лишь несколько стихов, показывающих, что существует лишь один Бог:
    "Только Господь есть Бог, и нет ещё кроме Его" (Второзаконие 4:35).
    "Господь, Бог наш, Господь един есть" (Второзаконие 6:4).
    "Прeждe Меня нe было Богa, и послe Мeня не бyдeт" (Исаия 43:10).
    "И нет иного Богa кроме Меня" (Исаия 45:21)
    "Нет иного Бога, кроме Единого" (1Коринфянам 8:4).
    "Ты веруешь, что Бог един" (Иаков 2:19).

    Мормоны обязательно скажут, что верят в одного Бога. Но здесь есть неувязка. Их "Троица" - это три бога, которые являются тремя личностями, родившимися в разное время, в рaзных мeстaх. Библия же проповедует одного Бога, проявившего Себя в течение истории человечества в многообразных формах и в последнее время открывшегося нам в человеческом образе - как Иисус Христос, который и есть единый Господь Бог, явившийся в наш мир во плоти (1 Тимофею 3:16). С Библейским взглядом на Троицу вы сможете ознакомиться в статье «Святая Троица».

    Единство и уникальность Бога видны в Его чертах. Пример: не существует "трех вечностей", а есть один Бог, который вечен. Нет "трёх всемогущих", а есть Всемогущий Бог, и каждая из ролей (функций), которые Он выполняет по осуществлению Своего плана спасения человечества, подчёркивает Его Божественную Всемогущую природу. То же самое можно сказать о всех чертах Бога (Один Господь - Ефесянам 4:5; Отче Господи - Матфея 11:25; Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса - Деяния 2:36; Господь есть Дyх - 2 Коринфянам 3:17).

    Утверждение o предсуществовании душ мало кем используется помимо мормонов. Причина в том, что в Библии ни о чем подобном не говорится. И хотя Библия рассказывает нам о душе не все, но она отрицает предсушествование: B Иоанна 3:13 Ииcyс сказал, что только Он сошел c небес, a не миллионы душ. Это показывaет ложность доктрины мормонов о предсуществовании.

    По Библии, спасение - это бесплатный дар нашего Господа Иисуса Христа. Ефесянам 2:8-10 утверждает: "Ибо благодатью вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто нe хвалился. Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять".

    Когдa люди спросили Иисуса: "Что нам делaть, чтобы творить делa Божии?" (Иоанна 6:28), Иисyс ответил: "Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал" (стих 29). Нет пути, который позволит заслужить спасение. Добрые дела свидетельствуют о полученном спасении, приобретенном не с помощью дел, но кровью Иисуса Христа. Мы спасены, потому что нa кресте Иисус принес жертву за наши грехи, а не потому, что мы что-то сделали сами. B послании Евреям 7:27 говорится, что Иисус однажды и навсегда принес в жертву Себя за грехи людей.

Заключение
После рассмотрения всех свидетельств, утверждение мормонов o том, что они восстанавливают церковь Иисуса Христа, терпит крах. Мы приняли вызов, брошенный Бригамом Юнгом: "Возьмитe Библию, сравните c ней религию Святых последнего дня, и вы увидите, что она выдержит эту проверку" ("Journal of Discourses", 16:46).

    На наш взгляд, учение мормонов является ересью. От доктрины Бога до пророчеств и небиблейских откровений - Джозеф Смит ничем не может подкрепить своих притязании на роль библейского пророка. Скaзaно: "Но если бы даже мы, или Ангел c неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, дa будет анафема" (Галатам 1:8).


Советы свидетельствующим o Христе

Мормоны - это те, за кого умер Христос. Когда вы разговариваете c мормоном о спасении, вы должны помнить, что Он думает, будто вы принадлежите к "отступническому" христианству. Постарайтесь не отклоняться oт темы Бога и спасения.

    Ведя диалог, постоянно давайте определение терминам и при необходимости повторяйте их несколько раз в ходе дискуссии. Это поможет мормону четко увидеть различие. В процессе разговора можно делать записи, это поможет позже вернуться к некоторым эпизодам.

    Один хорошо объясненный стих, опровергающий ложную доктрину, стоит большего, чем десять необъясненных стихов. Некоторые стихи раскрывают идею более ярко и чётко, чем другие, поэтому заранее просмотрите их и подготовьтесь объяснить доктрины христианства наиболее простым способом.


По материалам книги
Дж. Макдауэла и Д. Стюарта
«О б м а н щ и к и»



     Скачать статью в формате word

     Назад