Discussion Club Logo Библейский дискуссионный клуб!


В интернете с октября 2003г.
webmaster

Обновлено:
Статьи

  По следам дискуссий

Новое имя
краткий конспект одноимённой дискуссии


   I. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ИМЕНАХ

   В соответствии с Библейской традицией и культурой, имя выполняло не только функцию названия, но и всегда выражало сущность и значение именуемого. Например,
  • Соломон переводится как «процветание», «благоденствие», «мир»: 1Паралипоменон 22:9 «Вот, у тебя родится сын: он будет человек мирный; Я дам ему покой от всех врагов его кругом: посему имя ему будет Соломон. И мир и покой дам Израилю во дни его»;
  • Исаак переводится как «смех»: Бытие 21:5-6 «Авраам был ста лет, когда родился у него Исаак, сын его. И сказала Сарра: смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется»;
  • Елима переводится «волхв»: Деяния 13:8 «А Елима волхв ибо то значит имя его противился им, стараясь отвратить проконсула от веры».
   В наши дни имена и названия служат лишь для того, чтобы отличить одно от другого. При этом мало уделяется (или не уделяется вообще) внимание значению имени или названия. Это равносильно присвоению порядкового номера вещи или человеку. А в древние времена отношение к именам и названиям было совсем другим. И это стоит учитывать при изучении Священного Писания. В Ветхозаветной Культуре принцип, по которому избиралось имя или название, был связан не с благозвучностью имени. Целью имени или названия было охарактеризовать человека, место или предмет. Поэтому все имена собственные раньше имели определённый смысл и значение. Иногда имена отражали какие-то ожидания, опасения или даже судьбу, например:

   1. Географические названия:
         — Мицпа (наблюдение);
         — Рама (высота);
         — Галгал (колесо, круг);
         — Гоморра (потопление, погружение);
         — Ханаан (подвластный) и т.д.

   2. Имена:
         — Бенони (сын скорби),
         — Вениамин (сын счастья),
         — Мессия (Помазанный),
         — Моисей (спасенный из воды),
         — Давид (возлюбленный),
         — Евтих (удачливый),
         — Гедеон (срубающий) и т.д.

   Поскольку в древнееврейском языке имя несло смысловой оттенок и характеристику именуемого, оно зачастую является единственным ключом для понимания многих Библейских событий. Наверное, поэтому при переводе Священного Писания, многие характеристики людей и местностей переведены как имена собственные.
   Многие ветхозаветные имена отражают отношение людей к Богу. Например:
  — Имена, начинающиеся с «Ио-» или заканчивающиеся на «-ия» (краткая форма от Яхве): Иоанн – «Яхве милостив», Исаия – «Яхве есть спасение»;
  — Имена, начинающиеся с «Ел-» и заканчивающиеся на «-ил» (Эль) – «Бог»: Елисей – «Бог помог», Самуил – «слышащий Бога», Даниил – «Бог – мой судья».


   II. ПЕРЕМЕНА ИМЕНИ

   По закону имя давалось человеку на восьмой день после его рождения: Лука 1:59 «В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею»; Лука 2:21 «По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве».
   Однако ничего не было удивительного, если в течение жизни имя менялось. Одним из примеров является Ноеминь: Руфь 1:20 «Она сказала им: не называйте меня Ноеминью, а называйте меня Марою, потому что Вседержитель послал мне великую горесть».

   Стоит отметить, что перемена имени всегда ассоциировалась с переменой характера или судьбы человека. А поскольку давать и изменять имя имел право только, наделённый особыми полномочиями и властью человек, то часто перемена имени ассоциировалась с демонстрацией власти над переименованным человеком. Например, во время вавилонского пленения имена многих евреев были насильно заменены на вавилонские. Вот одно из Библейских свидетельств об этом: Даниила 1:6-7 «Между ними были из сынов Иудиных Даниил, Анания, Мисаил и Азария. И переименовал их начальник евнухов – Даниила Валтасаром, Ананию Седрахом, Мисаила Мисахом и Азарию Авденаго». Обратите внимание на то, что иудейские имена, содержащие частичку имени Господа Бога Израилева, были заменены языческими, данными в честь вавилонских идолов:
  • Даниила («Бог [Эль] – мой Судья») переименовали в Валтасара («Да хранит Бел царя» [Бел – вавилонский бог]);
  • Ананию («Яхве возвысил меня») – в Седраха (либо «Слуга греха», либо это искажённая форма имени вавилонского бога Мардука);
  • Мисаила («Кто принадлежит Богу [Эль]») – в Мисаха («Кто принадлежит богине Сах [вавилонская богиня любви и плодородия]»),
  • Азарию («Яхве помог») – в Авденаго («служитель Нево»). Нево – имя вавилонского бога, второе имя которого – Меркурий.

   Часто инициатором изменения имени был сам Господь Бог: Иеремия 20:1-4 «Когда Пасхор, сын Еммеров, священник, он же и надзиратель в доме Господнем, услышал, что Иеремия пророчески произнес слова сии, то ударил Пасхор Иеремию пророка и посадил его в колоду, которая была у верхних ворот Вениаминовых при доме Господнем. Но на другой день Пасхор выпустил Иеремию из колоды, и Иеремия сказал ему: не "Пасхор" нарек Господь имя тебе, но "Магор Миссавив". Ибо так говорит Господь: вот, Я сделаю тебя ужасом для тебя самого и для всех друзей твоих, и падут они от меча врагов своих, и твои глаза увидят это. И всего Иуду предам в руки царя Вавилонского, и отведет их в Вавилон и поразит их мечом».

   Давайте рассмотрим самые яркие примеры людей, чьё имя и судьба были изменены в течение жизни благодаря Божественному вмешательству.


   1. ПРИМЕРЫ ВЕТХОГО ЗАВЕТА

    А. Авраам
   Бытие 17:4-7 «Я – вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя; и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя».
   Аврам – имя Авраама до его переименования Богом на 99-м году жизни, которое переводится «отец высокий». Новое имя Авраам переводится «отец множества».

   Б. Сарра
   Бытие 17:15-16 «И сказал Бог Аврааму: Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра; Я благословлю ее и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от неё». Сара переводится как «состязающаяся». Сарра переводится как «принцесса», «госпожа».

   В. Иаков
   Бытие 32:24-28 «И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь».
   Иаков [еврейское Яаков]. В основе имени «Иаков» лежит корень «акав», от которого образованы существительное «акев» – «пятка» и глагол «акав» – «оставлять след», а также «побеждать» и «обманывать, вводить в заблуждение». Но интересным в этом имени является то, что прямой смысл имени «Иаков» – «он держится за пятку». Если вспомнить, то именно так Иаков появился на свет – держась за пятку своего брата: Бытие 25:24-26 «И настало время родить ей: и вот близнецы в утробе ее. Первый вышел красный, весь, как кожа, косматый; и нарекли ему имя Исав. Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков. Исаак же был шестидесяти лет, когда они родились». Одновременно с прямым смыслом имя «Иаков» имеет переносный смысл – «обмануть», «обхитрить», «запнуть». Если вспомнить, то именно так и вёл себя Иаков до встречи с Богом: Бытие 27:36 «И сказал он: не потому ли дано ему имя: Иаков, что он запнул меня уже два раза? Он взял первородство мое, и вот, теперь взял благословение мое. И еще сказал: неужели ты не оставил мне благословения?»; Осия 12:3 «Еще во чреве матери запинал он брата своего»
   Израиль [еврейское Исраэл]. Это имя означает «Борющийся с Богом»: Бытие 32:28 «И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь». Осия 12:3 «Еще во чреве матери запинал он брата своего, а возмужав боролся с Богом»


   2. ПРИМЕРЫ НОВОГО ЗАВЕТА

   А. Апостол Пётр
   Иоанна 1:41-42 «Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос; и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень Петр».
   Симон – еврейское Шимон, от глагола «слышать». Пётр – греческий перевод арамейского слова «кефа» – «скала», которое в Синодальном переводе передано как «Кифа» (Иоанна 1:42; 1 Коринфянам 3:22; Галатам 2:9).

   Б. Иаков и Иоанн (сыны Зеведеевы)
   Марка 3:14-17 «И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов; поставил Симона, нарекши ему имя Петр, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть "сыны громовы"».
   Здесь мы видим, что Господь назвал двух братьев – Иоанна и Иакова – одним именем, или прозвищем. Скорее всего оно отражало их пылкий темперамент.

   В. Апостол Павел
   Деяния 13:9-10 «Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святого и устремив на него взор, сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?»
   Савл – уроженец города Тарса в Киликии (Деяния 9:11; 21:39) – носил также второе, римское, имя «Павел». Нам не известно, получил ли Савл имя Павел от Господа, или это имя ему дали братья по вере. Но мы точно знаем, что имя «Савл» в Новом Завете ассоциируется с апостолом Павлом до его обращения в христианство, когда он ещё был гонителем Церкви Божьей. (а) Вспомните о Стефане: Деяния 7:58 «и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла», Деяния 8:1 «Савл же одобрял убиение его». (б) Вспомните рвение Савла истреблять последователей Христа: Деяния 9:1-2 «Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим».
   До того, как Савл уверовал в Христа, Господь Иисус обращался к нему по имени «Савл»: Деяния 9:3-4 «Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» А после обращения Савла, Господь обращался к нему по имени «Павел»: Деяния 18:9 «Господь же в видении ночью сказал Павлу: не бойся, но говори и не умолкай», Деяния 23:11 «В следующую ночь Господь, явившись ему, сказал: дерзай, Павел; ибо, как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме».
   Савл (или Саул) – еврейское Шаул, «Испрошенный (у Бога)» или «одолженный (для служения Богу)». Павел – от латинского Паулюс, «маленький», «низкий». Мы считаем, что Савл неслучайно был переименован в Павла, и что сам Павел прекрасно это сознавал. Неслучайно он называл себя «наименьшим из святых» и «наименьшим из Апостолов» из-за того, что когда-то он был гонителем Церкви Божей: Ефесянам 3:8 «Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия – благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово». 1 Коринфянам 15:9 «Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию».

   Г. Варнава
   В Новом Завете упоминается человек по имени «Варнава». И мало кто знает, что это имя было дано ему братьями и сёстрами во Христе. А первое его имя было Иосия: Деяния 4:36-37 «Так Иосия, прозванный от Апостолов Варнавою, что значит – сын утешения, левит, родом Кипрянин, у которого была своя земля, продав ее, принес деньги и положил к ногам Апостолов».

   Само значение имени «Варнава» свидетельствует о том, почему Иосии дали это имя: он был настоящим утешением для братьев и сестёр во Христе:
  • Когда церковь испытывала финансовые трудности, он одним из первых продал свою землю, и вырученные от продажи деньги отдал церкви (Деяния 4:36-37).
  • Варнава был утешением и ободрением для апостола Павла. Когда тот уверовал и стал христианином, а верующие продолжались опасаться его, помня о том, что он был гонителем церкви, именно Варнава представил его братьям и сёстрам в Иерусалиме, рассказав историю его покаяния: Деяния 9:26-27 «Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик. Варнава же, взяв его, пришёл к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедывал во имя Иисуса».
  • А когда из-за минутной слабости Марка Иоанна между Варнавой и Павлом произошло небольшое разногласие, то именно Варнава стал утешением и ободрением для Марка Иоанна, дав ему второй шанс стать настоящим служителем Иисуса Христа: Деяния 15:36-41 «По некотором времени Павел сказал Варнаве: пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне, как они живут. Варнава хотел взять с собою Иоанна, называемого Марком. Но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы. Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом; и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр; а Павел, избрав себе Силу, отправился, быв поручен братиями благодати Божией, и проходил Сирию и Киликию, утверждая церкви».


   III. ОБЕТОВАНИЕ БОГА О НОВОМ ИМЕНИ

   В адрес нашего дискуссионного клуба пришло письмо с вопросом: «Является ли перемена имени и фамилии грехом?» (Наталья, г. Киев).
   Отвечая на этот вопрос, хочется сказать, что перемена имени и фамилии не является грехом, если это не делается с целью кого-то обмануть или воспользоваться кем-то в своих корыстных интересах, и если это имя не является богохульным.

   Кроме того, не нужно забывать, что, независимо от имён, записанных в наших паспортах, у каждого из нас есть ещё одно имя. Господь, даёт всем приходящим к Нему, новое имя, символизирующее начало новой жизни во Христе: 1 Петра 2:9-10 «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы». Этот помилованный народ принадлежит Иисусу Христу и носит Его имя. Это имя – христианин, производное от имени «Христос» и переводимое как «последователь Христа»: Деяния 11:26 «Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами». Если вы верите в Иисуса Христа и следуете Его учению, то вы тоже носите это почётное имя – христианин.

   Помимо этого, Господь в Своём Слове даёт обещание дать новое имя каждому спасённому человеку: Откровение 2:17 «Имеющий ухо слышать да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает».


   Если вы ещё не христианин, призываем вас принять Христа своим Богом и Спасителем и вместе с этим приобрести вечную жизнь и право называться христианином.
   А если вы уже стали христианином, то не забывайте о том, какой чести вы удостоились, получив от Господа право называться Его именем.



     Скачать статью в формате word




     Назад